СЪЕЗД УЧИТЕЛЕЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Академия Минпросвещения России

Обратная связь:

teacherforum@apkpro.ru

25 февраля 2022 г.

Школа должна быть на шаг впереди времени

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Сегодня в век глобальных информационных технологий мало дать знания ребятам, школа должна сформировать у детей такие качества, как инициативность, настойчивость, лидерство, социальная и культурная осведомлённость. Словом, воспитать полноценную и разностороннюю личность. Примером того, как меняется сельская школа в соответствии с веяниями нового времени, служат две общеобразовательные школы Рассказовского района.

В советском прошлом часто звучала идея о стирании различия между городом и деревней. И это правильно. Качество образования не должно страдать в глубинке. Приоритетный национальный проект «Образование», рассчитанный до 2024 года, нацелен на выполнение этой задачи. В последнее время удалось осуществить главное — кардинально обновить материально-техническую базу школ Рассказовского района. Теперь они мало чем уступают городским, а по некоторым параметрам и превосходят их. 

«За счёт переформатирования сельских образовательных учреждений решается задача возвращения молодёжи на село. Получив новые возможности и ресурсы, сельская школа становится драйвером развития местной территории и сообщества», — говорит начальник отдела образования и защиты прав несовершеннолетних Рассказовского района Юлия Федосеева. 

Обе школы района, Платоновская и Верхнеспасская работают по модели: «Базовая сельская школа и сеть филиалов». 

ПЛАТОНОВСКАЯ ШКОЛА 

Платоновская средняя общеобразовательная школа известна далеко за пределами района. Более шести тысяч выпускников вышли из её стен более чем за 100 лет. История Платоновской средней школы — это летопись побед, развития, совершенствования и слаженной работы коллектива. В настоящее время примерно половина педагогов — её бывшие выпускники. 

По количеству учащихся это образовательное учреждение самое крупное в Рассказовском районе, в базовой школе и двенадцати филиалах обучаются почти 1000 школьников. 

ВОСПИТАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ 

Создать в школе предметно-образовательную среду, ориентированную на развитие каждого ученика в соответствии с выбранной траекторией, на формирование базовых компетенций XXI века — одна из глобальных задач нацпроекта «Образование». 

Объединение «Робототехника»

Мышление современных детей отлично сочетается со всеми инновациями. К радости школьников и педагогов Платоновская базовая школа уже в этом году получила 29 ноутбуков по региональному проекту «Цифровая образовательная среда». 

Повышать качество знаний, отрабатывать учебный материал, заниматься дополнительно по многим направлениям школьники могут в центрах образования «Точка роста». Создание их в сельских школах предусмотрено проектом «Современная школа». 

В Платоновской школе уже успешно работают два центра образования: по цифровому направлению — в базовой школе, а по естественно-научному — в Саюкинском филиале.

В конце прошлого года «Точка роста» Платоновской школы стала местом проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. А в декабре 2021 года там же для старшеклассников прошёл первый открытый цифровой урок «Умный город. От теории к практике». Провёл урок врио главы администрации Тамбовской области Максим Егоров.

В этом году планируется открытие «Точки роста» в Рассказовском филиале. 

Благодаря укреплению современной технической базы и Интернету школьники из городов и глубинки получают равные возможности для своего развития. 

РАЗВИВАТЬ СПОСОБНОСТИ 

По мнению педагогов, открытые в рамках проекта «Успех каждого ребёнка» объединения дополнительного образования очень важны. Они дают возможность каждому школьнику попробовать себя в различных сферах, приобрести новые умения, найти себе занятие по душе и по таланту, сориентироваться в выборе будущей профессии. 

Центры «Точка роста» стимулируют творческие способности ребят. Так в базовой Платоновской школе появилось объединение дополнительного образования «Медиашкола» и старшеклассники начали выпускать свою школьную газету «Перемены». Это цветное четырёхполосное издание. Отсутствие необходимой техники для печати газеты не позволяет выпускать её большим тиражом. Но ознакомиться со свежим номером могут все желающие, в том числе и в электронном виде. В прошлом году с сентября свет увидели четыре номера. 

Газета Платоновской школы со станицы «Студии «Перемены» в соцсети ВК

По словам главного редактора, одиннадцатиклассника Никиты Скворцова, выпускать газету — интересное дело. Мероприятия, общение с людьми, много новой и полезной информации. 

«Журналистика объединяет общество, в данном случае — школьное, что актуально сегодня. В период пандемии нам предлагают разобщать детей, соблюдая санитарные нормы, а газета помогает сплотить ребят, наладить связи между классами, показать, что яркая и интересная школьная жизнь идёт своим чередом и в ней можно принять участие, — говорит руководитель объединения «Медиашкола» Елена Пойманова. 

Также на базе центра «Точка роста» в Платоновской школе тренируются две команды киберспортсменов Mama Mia и Dragons, благо для этого созданы все технические условия. Киберспорт — это скорость, реакция, командная работа, стратегия, координация движений. 

Соревнования по киберспорту

Многие ученики Платоновсой школы являются членами отрядов детско-юношеского движения «Юнармия». 

Говоря о школе, нельзя не упомянуть об известном детском фольклорном коллективе «Пчёлка». Этот ансамбль работает под руководством супругов Надежды и Сергея Яблоковых. Юных артистов хорошо знают и в области, и за её пределами. В прошлом году ребята проявили себя в шестом Международном фестивале «Играй, гармонь!». Ансамбль «Пчёлка» выступил в финальном Гала-концерте фестиваля в столице Сибири — Новосибирске и уже в третий раз отмечен званием лауреата международного конкурса. Гармонисты Назар Мартьянов и Никита Субочев стали дипломантами. 

«Среди наших выпускников — учителя, врачи, инженеры, офицеры и представители многих других профессий. В школе с глубокими традициями и принципами, проверенными временем, есть все условия для обучения, воспитания и творческого развития учащихся», — отметил Михаил Вячеславович. 

Благодаря укреплению современной технической базы и Интернету школьники из городов и глубинки получают равные возможности для своего развития. 

ВЕРХНЕСПАССКАЯ ШКОЛА 

Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа — одно из старейших учебных заведений. Была открыта в 1916 году как начальная школа для рабочей молодёжи. Учреждение имеет семь филиалов, два дошкольных отделения и спортивно-оздоровительный комплекс имени Героя Советского Союза А. Н. Московского.

Важным событием для Верхнеспасской школы в этом году стал капитальный ремонт Озёрского филиала. Ремонтные работы начались ещё в августе прошлого года. Была отремонтирована кровля, проведена замена оконных блоков, обновился фасад. Значительные изменения претерпела и входная группа.

Параллельно модернизировали инженерные сети. В самом здании произвели монтаж потолков типа армстронг, выполнили работы по облицовке стен и стяжке полов. Для придания современного вида школе подрядчики работали совместно с дизайнером. Современное цветовое решение интерьера обрадует и детей, и учителей. Сейчас обновлённое здание школы готовят к новому учебному году.

Всё это стало возможным благодаря средствам государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в рамках ведомственного целевого проекта «Современный облик сельских территорий».

А на 2022—2023 годы запланирован капитальный ремонт в Нижнеспасском и Хитровском филиалах на средства федеральной программы «Модернизация школьных систем образования». Кроме того, все эти филиалы будут оснащены современной мебелью и оборудованием, а также благоустроена прилегающая территория школ. 

ЦИФРОВОЕ ОСНАЩЕНИЕ И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ 

Наличие в школе цифровой инфраструктуры — базовая характеристика современного образовательного процесса. Компьютерная техника естественным образом меняет урок, школьник чувствует себя исследователем. 

Недавно Верхнеспасская базовая школа получила качественно новое компьютерное оборудование по региональному проекту «Цифровая образовательная среда». В этом году в проекте будет участвовать и Липовский филиал. 

Благодаря работе центров образования «Точка роста» у ребят есть возможность заниматься на обновлённой материально-технической базе, расширились возможности реализации внеурочной деятельности и дополнительного образования. 

В Верхнеспасской школе уже открыто два центра образования «Точка роста» цифрового и гуманитарного профилей: на базе Нижнеспасского и Озёрского филиалов. В этом году третий центр откроется в базовой школе. 

В нацпроекте «Образование» в качестве приоритетных направлений обозначены самоопределение и профессиональная ориентация всех обучающихся. О задаче выстроить современную профориентацию говорил Президент РФ Владимир Путин. 

Вовремя выявить и развить талант у ребёнка, увлечь и заинтересовать — значит, определить его профессиональный выбор. На это направлен нацпроект «Успех каждого ребёнка», в который Верхнеспасская школа вошла в 2020 году через федеральный портал «ПроеКТОриЯ». 

Объединение «Велосипедный туризм» 

В школе проект реализуются через общеразвивающие программы дополнительного образования технической направленности «Робототехника» и туристско-краеведческой направленности «Велосипедный туризм», «Туризм-Школа безопасности». Было создано 168 новых мест для дополнительного образования детей. Школьники получили в свой арсенал 20 велосипедов, новое туристическое снаряжение, инвентарь и прекрасно оборудованный кабинет «Робототехники». 

Кроме того, школа уже третий год является активным участником проекта «Профессия в деталях». 

ВОСПИТАНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ 

О стремлении школьников развиваться говорит значительный рост участников в конкурсах и соревнованиях различного уровня. В 2020 году ученики заняли второе место в региональном этапе Всероссийской акции «Физическая культура и спорт — альтернатива пагубным привычкам» в номинации «Спорт без барьера». В минувшем году объединение дополнительного образования «Туризм-Школа безопасности» стало победителем регионального этапа Всероссийского конкурса походов и экспедиций обучающихся. 

Школа гордится своим танцевальным коллективом «Гармония». Ребята неоднократно становились призёрами и победителями международных, всероссийских, региональных, муниципальных конкурсов. В 2019 году коллектив одержал победу в номинации «Хореографическое искусство» регионального детско-юношеского музыкального фестиваля-конкурса «За други своя!». В том же году одна из участниц — Оксана Воронкова — стала лауреатом второй степени очного этапа Всероссийского конкурса детских хореографических коллективов «Здравствуй, мир!». 

Танцевальная группа «Гармония»

В 2020 году ребята отмечены призами регионального этапа Всероссийского конкурса «Здравствуй, мир!» в рамках Всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества «Хоровод традиций». 

ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ 

В школе работает историко-патриотический клуб «Память», его члены активно ведут поисково-исследовательскую деятельность. В 2019 году Юлия Моисеева вошла в число победителей очного тура областного конкурса исследовательских работ учащихся по краеведению «Моя земля, мои земляки», а в 2022 году Карина Брехт в этом же конкурсе заняла второе место. Набирает обороты и юнармейское движение школы. 

Уже несколько лет волонтёрский отряд «Доброе сердце» участвует в различных акциях, фестивалях и сборах. На закрытии Года волонтёров в 2019 году Юлия Моисеева была награждена благодарственным письмом регионального отделения волонтёрских отрядов. 

«Мы направляем все усилия на то, чтобы наши выпускники стали успешными. Поэтому система образования школы не стоит на месте, а постоянно находится в развитии, отвечая современным требованиям», — подчеркнула Елена Васильевна. 

Источник: Ссылка